Почему необходимы аккумуляторы для ветрогенератора и солнечных батарей
Часто задают вопрос: «Может ли солнечная электростанция или бытовой ветрогенератор работать без аккумуляторов?» В принципе конечно может. Только для этого необходимо соответствующее оборудование, способное обеспечить как безопасную работу ветряка, так и возможность подачи электроэнергии электроприборам. То есть нужны специальные контроллер и сетевой инвертор.
Но, с одной стороны, это оборудование редко, специфично и дорого. А, с другой, - если нет возможности продать поступающую от ВИЭ электроэнергию в сеть в тот момент, когда самому хозяину она не нужна, то она попросту теряется. Чтобы этого избежать систему солнечных батарей и ветрогенератора дополняют аккумуляторные батареи.
Какие аккумуляторы для солнечных панелей и ветрогенератора применяют
Для автономных электростанций и домовых источников бесперебойного электропитания применяют, чаще всего, аккумуляторы «автомобильного» масштаба. Аккумуляторную батарею составляют обычно из нескольких аккумуляторов ёмкостью 100-200 А/ч.
Господствующее положение здесь занимают кислотные аккумуляторы. Иные виды АКБ ныне не могут конкурировать с ними по цене и полезному действию.
Могут использоваться различные кислотные аккумуляторы: стартерный для автомобиля, гелевые или AGM, специальные аккумуляторы имеющие большое число циклов заряд-разряд.
Стартерные аккумы наиболее доступны по цене. Они продаются в любом автомагазине. Однако они не готовы к большому количеству циклов заряд-разряд. При разряде на 80% количество циклов составляет обычно от 100 до 200.
Аккумуляторы типа AGM – это аналогичные аккумуляторы, но изготовленные по особой технике. Электролит там впитывают стекломаты. Расситаны они ориентировочно на 250 тире 400 циклов.
Батареи типа GEL (гелевые) – также кислотные и герметичные, но в них электролит сгущён специальным гелем. Они рассчитаны на 350 и больше циклов. Эти аккумуляторы идут для солнечных панелей и ветрогенераторов чаще всего. Но и стоят они существенно дороже стартерных.
Специальные панцирные накопители – это аккумы изготовленные особым способом, позволяющим в разы улучшить их возможности. Электроды таких АКБ напоминают трубки. Изготавливаются электроды из сплавов химически чистых свинца и сурьмы. Что значительно удлиняет срок их службы. Такие АКБ выдерживают от 900 - 1500 циклов заряд-разряд на 80%.
Не так давно на рынке стали появляться новые подобные гелевым, но существенно улучшенные аккумуляторы, серии CARBON. Их ещё называют карбоновыми. За счёт изготовления пластин из свинца высокой очистки и укрепления их частицами углерода удалось достичь впечатляющих результатов. В первую очередь это касается увеличения цикличности заряд-разряд. Причём за истекший год этот показатель ещё улучшился за счёт карбонизации не только отрицательной, но и положительной пластин. Если прежние батареи марки KORD давали 2500 циклов при 80-процентном разряде, то нынешние VEKTOR уже - 3760 циклов при 70% разряде. Таким образом, цикличность, а следовательно и срок службы карбоновых аккумуляторов по сравнению с гелевыми увеличился в 6 раз.
На диаграмме ниже показано соотношение роста долговечности и стоимости карбоновых батарей в отношении к традиционным гелевым.